суббота, 8 октября 2016 г.

РАЗВИТИЕ ПЕВЧЕСКОГО ДЫХАНИЯ
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ.

У детей до десяти лет нет специально певческого дыхания. Непевческое (жизненное) дыхание у детей этого возраста обычно совпадает с певческим. 
Как стимулировать развитие певческого дыхания? С помощью гимнастики, а также вокальных упражнений. Их задача – развивать умение правильно делать вдох и выдох, увеличивать длительность ровного выдоха за счёт натренированности дыхательных мышц. Кроме обучающей функции, которую несут эти упр-ния и игры, они имеют оздоровительное значение: укрепление голосовых связок, что способствует снижению уровня простудных заболеваний; развитие мышц брюшного пресса; увеличивается жизненный объём лёгких; улучшается работа головного мозга в связи с насыщением сосудов кислородом. ПРАВИЛА. Педагог учит формировать певческий выдох за счет постепенного расхода дыхания на всю продолжительность музыкальной фразы. Объясняет о недопустимости смены дыхания в середине слова. Обучает короткому, энергичному, обязательно с небольшой задержкой вдоху животом, а не грудью: при вдохе ни в коем случае нельзя поднимать плечи.
КАК ЭТО ДЕЛАТЬ? Перед началом пения у детей необходимо расслабить артикуляционный аппарат.
– Разомкните зубки, опустите подбородок! Проверьте указательными пальчиками обеих рук, есть ли дырочки в щеках между зубами? Немного приоткройте губы. А теперь представьте, что в руках у нас роза необычайной красоты. Вдруг роза раскрывается и становится пышной и большой! Вдохнём её аромат легонько, чтобы пыльца не запачкала носик!
Дети удивляются вместе со взмахом руки дирижера, и все тихо говорят «ах!». Вместе с началом ауфтакта «мы удивляемся», вдох лёгкий, на лице умиление, будто мы вдыхаем аромат цветка, затем мгновенно задержка дыхания от удивления и красоты — и поют «фа», «соль» первой октавы на гласный а. Педагог тщательно следит, чтобы дети не перенапрягались, не набирали много воздуха. 

Певческий вдох следует брать бесшумно, достаточно глубоко, одновременно через нос и рот / в медленном темпе через нос /, обязательно с небольшой задержкой, которая активизирует вдох и создаёт «опору» / говорят «пение на опоре»/ ; задержка дыхания рождает звук, интонационно точный / «без подъезда»/, служит предпосылкой одновременного вступления хора по руке дирижёра.
Выдох должен быть постепенный, равномерный, продолжительный, чтобы при этом связки были плотно сомкнуты, иначе звук будет сиплым и тяжёлым.
Дыхательные упражнения для детей неинтересны, поэтому используем форму игры:
🌺«Цветочек»
– Ребята, сегодня мы с вами оказались на полянке! Как много здесь красивых душистых цветов! Давайте все « сорвём» по цветочку и понюхаем их! / при этом производится медленный бесшумный вдох, без поднятия плеч. Педагогу обязательно обращать внимание на плечи каждого ребёнка/.
– Понюхали цветочек. Давайте спрячем этот приятный запах, чтобы он нам надолго запомнился, глубоко в животике и закроем его там на «замочек». Держите крепко и не выпускайте этот запах. А я буду считать: 1, 2, 3, 4… / спрятать глубоко в животе» - значит сделать глубокий вдох; «закрыть на замочек» - задержка дыхания для опоры звука; счёт даётся для фиксации мгновенной задержки дыхания перед пением в последующем, больше 3-4 сек. считать не рекомендуется; при вдохе, когда «нюхаем» цветочек, не рекомендуется делать слишком глубокий вдох, т.к. возникает излишнее мышечное напряжение в голосовом и артикуляционном аппаратах/.
🐝«Шмель»
– Ой, посмотрите ребята, на нашу полянку прилетел большой мохнатый шмель! Он тоже нюхает цветочки и поёт свою песенку. Давайте и мы понюхаем цветочек / дети делают медленный вдох/ и споём песенку шмеля: в-в-в-. Ребята, не берите много воздуха в животик и не выпускайте его сразу весь, тогда ваша песенка получится долгой. Ну-ка, шмелик, кто дольше споёт? / используйте эффективный приём соревнования; «не брать много воздуха в животик» - ведёт к перебору дыхания, что даёт детонацию звука, т.е. фальшивое пение.


Комментариев нет:

Отправить комментарий